Передача показаний
560-900
Круглосуточно автоответчик
Контакт-центр
702-202
Будние дни: 8.00-18.00 Сб, Вс: выходной
Адрес
Нет
Email
Нет
Whatsapp-Bot
Telegram-Bot
Телефон Для физ. Нет Для юр. Нет

"ЗЕЛЕНЫМ" КУРСОМ К РОСТУ ПРОИЗВОДСТВА

02.06.2015
Владимир Школьник, министр энергетики РК 

В Казахстане принята и реализуется Концепция по переходу к "зеленой" экономике. Один из ее важнейших принципов – снижение углеродоемкости ВВП. Непростая задача, с учетом того, что один из крупнейших сегментов экономики – энергетика – чаще всего обвиняется в колоссальном "взносе" в загрязнение окружающей среды. 

При этом именно энергетика демонстрирует и самое активное движение к соблюдению экологических требований, развивая ВИЭ. Насколько успешно идет данный процесс? Поговорим об этом с министром энергетики Казахстана Владимиром ШКОЛЬНИКОМ. 

– Владимир Сергеевич, каковы индикаторы и ориентиры отраслевой прог­раммы снижения вредных выбросов? 

– Энергетика исходит из национальных ориентиров, которые обозначены в Послании Президента "Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства». Определена стратегическая задача по переходу к низкоуглеродной экономике, а также на альтернативные и возобновляемые виды энергии. В качестве стратегической цели запланировано снижение энергоемкости ВВП к 2020 году не менее чем на 25%. К 2015 году этот показатель должен быть снижен не менее чем на 10%. Важнейшим инструментом реализации этих задач является регулирование выбросов парниковых газов на национальном уровне через их квотирование, мониторинг и отчетность, торговлю квотами и другими углеродными единицами. 

– Как работает механизм распределения квот на выбросы парниковых газов? 

– Система квотирования и торговли выбросами парниковых газов введена в республике с января 2013 года. Согласно законодательству, природопользователям запрещается вести деятельность без получения квот на выбросы парниковых газов. Речь – о деятельности компаний в нефтегазовой, энергетической, горно-металлургической, химической отраслях экономики, выбросы парниковых газов которых превышают эквивалент 20 тысяч тонн СО2 в год. 

В действующем Национальном плане распределения квот на выбросы парниковых газов на 2014–2015 годы из общего числа 166 операторов установок 60 представляют сферу энергетической деятельности. При этом 60% от общего распределенного объема предназначено для установок сферы энергетики. То есть основную долю выбросов парниковых газов в квотируемом секторе установок осуществляют эти представители сферы энергетики. Квотирование выбросов парниковых газов стимулирует постепенный переход на производство более ресурсоэффективной продукции. 

– Казахстан будет участвовать в Климатическом саммите ООН, как идет подготовка к нему? 

– Проблема изменения климата являет­ся международной угрозой. Казахстан официально объявил о своих намерениях взять добровольные количественные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов. Сейчас мы занимаемся вопросами подготовки участия делегации Казахстана в глобальной 21-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата и 11-го Совещания сторон Киотского протокола, которые пройдут с 30 ноября по 11 декабря в Париже. Основная цель форума – достижение консенсуса 195 странами – сторонами РКИК ООН по выработке и принятию нового глобального соглашения. Оно направлено на достижение заявленной цели по удержанию роста температуры до 2 градусов по Цельсию. То есть страны должны иметь определенные стратегии и программы по ограничению и сокращению своих выбросов парниковых газов. 

Казахстан пока находится в процессе определения своего целевого показателя. Согласно "дорожной карте" по определению INDC (предполагаемые вклады, определяемые на национальном уровне), мы планируем вынести документ на совет по "зеленой" экономике под председательством Премьер-Министра в сентябре. После этого направим в Секретариат РКИК ООН. Мы полагаем, что окончательное решение Республики Казахстан об INDC в рамках нового климатического соглашения будет принято с учетом итогов переговорного процесса, проходящего в течение 2015 года, и объявленных INDC стран – основных эмитентов парниковых газов. 

– В мире очень много говорится о декарбонизации национальных экономик. В чем ее суть, и каков казахстанский план? 

– В широком понимании декарбонизация экономики (устранение выбросов CO2) означает переход к низкоуглеродной экономике с реализацией планов в области энергоэффективности, снижения выбросов парниковых газов и увеличения доли чистой энергии. В настоящее время 15 крупнейших стран, производителей углерода, приступили к разработке стратегий декарбонизации. Казахстан поддерживает эти инициативы. В связи с этим полагаю, что назрела острая необходимость разработки страновой стратегии декарбонизации экономики наряду с масштабным внедрением низкоуглеродных технологий. В нее необходимо включить цели по повышению энергоэффективности, максимальной электрификации, по развитию ВИЭ, по диверсификации источников энергопот­ребления с возможным переход с угля на газ, где это возможно. Комплексные меры по декарбонизации экономики необходимы для улучшения качества окружающей среды и обеспечения устойчивости национальной экономики. 

В числе актуальных природоохранных мер – разработка совместно с производителями электроэнергии, тепловой энергии и прочими крупными индустриальными компаниями принципов и "дорожной карты" перехода к новым стандартам по выбросам, приближенным к европейским. Модернизация и установка пылегазоочистного оборудования на объектах генерации и промышленности, расположенных близ крупных городов, и доведение показателей по выбросам до существующих нормативов в соответствии с "дорожной картой". При возможности – перевод существующих угольных электростанций на газ. Перевод городского транспорта на компримированный газ в крупных городах Казахстана до 2020 года в зависимости от ресурсов газа и принятия решений о субсидировании цены на газ. 

Приоритетным направлением декарбонизации является развитие углеродной торговли. Это эффективный механизм стимулирования мер по снижению выб­росов, привлечения "зеленых" инвестиций. Так, в 2013 году оборот европейского рынка разрешений на выбросы достиг 120 миллиардов евро. По прог­нозам Bloomberg New Energy Finance, к 2016 году глобальный углеродный рынок составит 180 миллиардов евро. Казахстан обладает значительным углеродным потенциалом, который необходимо задействовать в соответствии с международными стандартами углеродного финансирования. 

– Недавно министерство совместно с НОЦ "Зеленая Академия" провели "круглый стол", посвященный вопросам совершенствования законодательства в области "зеленой" экономики. По его итогам предложено разработать план действий Правительства до 2020 года по снижению выбросов. На какой стадии эта работа? – Разработка документа включена в План первоочередных действий Правительства на 2015 год со сроком его представления в июле. Министерством разрабатывается проект поправок в некоторые законодательные акты по вопросам перехода Казахстана к "зеленой" экономике, где принята во внимание рекомендация по регулированию выбросов парниковых газов. Мы рассматриваем расширение горизонта плана действий до 2030 года, с учетом принятия целей на глобальном уровне. 

– Будучи главой "Казатомпрома", вы поддерживали возобновляемую энергетику, став министром энергетики, не изменили свое отношение к ней? 

– Это направление по-прежнему для меня приоритетно. Несмотря на то что Казахстан обеспечен традиционными видами топлива, существует необходимость развивать чистые технологии и энергетику для снижения выбросов парниковых газов и других загрязняющих веществ. В республике уже запущено 43 объекта ВИЭ суммарной мощностью 177,52 мегаватта. Но пока доля ВИЭ в генерирующих источниках невелика. Сегодня на угле работает 73,1% объекта, на газе – 18,3%. Гидроэлектростанции (без малых ГЭС) составляют 8%; а ВИЭ (в том числе малые ГЭС) – 0,6%. 

Объектами ВИЭ за 2014 год выработка энергии составила 570 миллионов киловатт-часов. Это на 40 миллионов киловатт-часов, или на 7%, больше, чем за 2013 год. Сфера возобновляемой энергетики продолжает развиваться. В Концепции по переходу Казахстана к "зеленой" экономике предусмотрено достижение 3% доли ВИЭ в общем объеме производства электроэнергии к 2020 году, и 10% – к 2030 году. 

До конца 2020 года планируется ввес­ти в эксплуатацию до 106 объектов ВИЭ суммарной установленной мощностью 3 054,55 мегаватта. План включает 34 ВЭС; 41 ГЭС; 28 СЭС и 3 биоэлектростанции. Только в 2015 году планируется ввести в эксплуатацию 10 проектов ВИЭ с общей установленной мощностью 145 мегаватт в Акмолинской, Алматинской, ЮКО, Жамбылской и Кызылординской областях. Министерством привлечен ряд инвесторов, приступивших к реализации проектов. 

Реализация предусмотренных мер позволит Казахстану войти в число ведущих стран по развитию "зеленой" энергетики. Напомню и о предстоящем мега-событии для Казахстана – выставке "Астана ЭКСПО-2017". Она пройдет под лозунгом "Энергия будущего", что еще раз подчеркивает нашу нацеленность на развитие инноваций в сфере энергетики. 

– Недавно Глава государства сказал, что центр Алматы должен стать пешеходным. Как вы – бывший алматинец, ученый, энергетик-эколог – видите выполнение этой задачи? 

– Для Алматы вопрос экологии среды – крайне актуален. Сегодня количество частных автомобилей в 3 раза превышает уровень 2000 года. Низкое качество топлива и низкие технологические стандарты в отношении выхлопных газов приводят к повышению загрязнения воздуха и существенным рискам для здоровья людей. Это в свою очередь негативно сказывается на национальной экономике. 

Одной из доступных экологических альтернатив бензину может стать использование газа в качестве моторного топлива автомобилей. Его применение заметно снижает суммарную токсичность отработавших газов – окиси углерода СО, двуокиси азота NO2, углеводородов CH. Вредных соединений свинца в отработанном газовом топливе не существует. Дымность выхлопа при работе на газовом топливе в 3 раза ниже, чем при работе на бензине. А стоимость газового топлива ниже стоимости бензина на величину, позволяющую окупить затраты на установку газового оборудования. 

Пока же, по данным национальной статистики, в республике зарегистрировано 3 765,5 тысячи транспортных средств с бензиновыми двигателями. При этом более 70% зарегистрированных авто – экологического класса Евро-2 и ниже. Хотя с 1 января 2014 года на территории республики в отношении автотранспорта введен экологический стандарт Евро-4 (снижение выбросов на 40% по сравнению со стандартом Евро-3). В рамках Таможенного союза с 1 января 2016 года будет действовать стандарт Евро-5. 

 Но процесс запущен: разработано ТЭО по строительству 95 АГНКС в Казахстане. В 2014 году объем производства сжиженного нефтяного газа составил 2 464 тысячи тонн, внутреннее потребление – 495 тысяч тонн (20%). Ожидается рост объемов его производства до 3 297 тысяч тонн в 2020 году за счет запуска новых мощностей. При нынешнем профиците газа возможно разработать программу по увеличению его потребления в качестве автомобильного топлива. 

У нас практически отсутствует рынок электромобилей. Он представлен в основном общественным транспортом. Это тоже важно для Алматы. Легковые электромобили – новое явление для мирового сообщества, в том числе и Казахстана. Для развития этого вида транспорта необходимы в первую очередь законодательные изменения, стимулирующие меры. В Казахстане уже принят ряд таких мер. Так, в соответствии с налоговым законодательством, легковые автомобили, оснащенные только электродвигателями, не облагаются налогом на транспортные средства. Также с 1 февраля 2014-го по 31 декабря 2015 года снижены ставки ввозной таможенной пошлины. 

– Министерство планирует принять участие в VIII Астанинском экономическом форуме. Какие предложения и программы планируете там презентовать? 

– На АЭФ запланирована панельная сессия: "Декарбонизация и углеродная торговля – драйверы новой экономики". На основании проводимых исследований мы будем говорить о том, что декарбонизируя рост экономики, можно сохранять темпы роста и одновременно минимизировать негативное влияние на экологию. Углеродный рынок в среднесрочной перспективе рассматривается как один из прогрессивных рыночных механизмов, который будет способствовать достижению заявленной глобальной цели по удержанию роста температуры. И на этой сессии АЭФ мы ознакомим участников форума с современными трендами и механизмами декарбонизации экономики и углеродной торговли, включая оценку потенциала Казахстана. 

– Что, на ваш взгляд, препятствует решению экологических проблем, и с чем вы связываете успех экологических перспектив? 

– Основным барьером в решении этих проблем, на мой взгляд, является изолированное отношение к экологии при планировании производственных задач и процессов. Поэтому необходимо рассмат­ривать снижение нагрузки на природу, вызванной деятельностью человека, до устойчивого уровня через разумную политику, разумную технологию и разумный менеджмент. 

Казахстан уже принял решение о переходе на «зеленый» курс экономического развития. Реализуется Концепция по переходу к «зеленой» экономике. Это один из важных инструментов обеспечения устойчивого развития страны. Переход к "зеленой" экономике позволит Казахстану обеспечить достижение поставленной цели по вхождению в число 30 наиболее развитых стран мира. 

Сейчас формируется политика по планомерному переходу к "зеленой" экономике, образован Совет при Президенте страны. В целом все это обеспечит значительный вклад в решение экологических проблем. Экология, энергетика и экономика – столпы – устойчивого развития должны рассматриваться в тесном синергизме. Автор: Алевтина ДОНСКИХ

Возврат к списку